Бутилированная вода это не только экологическая афера века. Вода в одноразовых бутылках это всадник экологического апокалипсиса. Беспощадно бессмысленное явление, основанное на нашей лени и сиюминутных “хотелках”. Зачем отказываться от удобной на первый взгляд упаковки, чем это опасно “пластиковое удобство”? Как получилось, что мы стали платить за воду миллиарды? Этот пост не для того, чтобы вы перестали покупать магазинную воду и использовали экобутылку. Это пост про мировую экологическую аферу, которая ведет нас к экологическому кризису.

История бутилированной воды


Выпускать воду в бутылках начали давно, еще в XIX веке в некоторых странах производители начали выпускать обычную, но прошедшую очистку воду. Спрос на этот товар был высок, так как в городах людей одолевали кишечные инфекции. Доставка бутилированной воды в США на заре XX столетия уже была организована с размахом, но дело это было нужное. При покупке воды на кону стояло здоровье человека. Все шло разумно пока в XX столетии не была придумана технология хлорирования питьевой водопроводной воды. Появление дешевой и чистой воды привело к тому, что ее почти перестали приобретать. Сразу оговоримся, что минеральная и лечебная вода в наш обзор не попадает. Но именно это лечебное свойство воды и сдвинуло продажи “обычной” воды в бутылках с мертвой точки.

за 100 лет мало что изменилось в доставке воды

История мирового надувательства с водой

Не вдаваясь в подробности еще с 70‑х бренд Perrier стал бесспорным лидером в Европе и вышел на просторы американского рынка. Он позиционировался как вода из глубоководных источников с целебными свойствами. Вообще “маркетинг воды” требовал особого подхода, поэтому Левен сделал ставку в первую очередь на снобизм потребителя. Воду из Европы преподносили как продукцию для избранных, тех, кто добился в этой жизни успеха и многое себе может позволить. Маркетологи Perrier знают толк в производстве рекламы, используя наиболее эффектные образы и технологии своего времени. Время шло и вместе с развитием пластиковой упаковки в 90‑х годах в отрасли произошла настоящая революция – на рынке представили свою бутилированную воду такие гиганты как PepsiCo (вода Aquafina), Nestle (вода Pure Life) и Coca-Cola (вода Dasani). После вступления в игру этих производителей бутилированная вода одержала окончательную победу над водопроводной. Бабло победило, маркетинг восторжествовал.

Объемы продаж экологического кошмара


На 2017 год объем продаж составлял в мире 150 млрд. дол. А ежегодный темп роста рынка бутилированной воды составляет по разным оценкам от 5 до 10%. Аналитиками ожидается, что к 2024 году объем рынка достигнет 242 млрд. долларов. Азиатско-Тихоокеанский сегмент, являющийся самым быстроразвивающимся и самым крупным на данный момент— 33% от всего рынка.
По прогнозам аналитиков рынки воды в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке будут быстро расти вследствие плохой инфраструктуры водоснабжения и опасной либо нечистой водопроводной воды (это вполне разумно, вместо вложений в инфраструктуру тратиться на одноразовый пластик).

А теперь самое главное


По статистике простые люди мало пьют воду из многоразовых бутылей 19л, все равно популярностью пользуются упаковки малого объема (до 1литра). На их долю приходится более половины объема рынка бутилированной воды (64%). 33% приходится на бутылки от 1 до 3 литров и только 3% мирового потребления воды – это бутыли 19/20 литров. А В ЧЕМ ВЫ СКАЖЕТЕ ПРОБЛЕМА? И будете правы, вроде все нормально, люди покупают то, что им удобно в одноразовой упаковке. Именно это и кошмар, ведь в мире по разным оценкам пластик перерабатывается от 3 до 20% Представляете какое количество бесполезного пластика образуется в процессе? По разным оценкам последних лет выбрасывается от 360 до 500 млн тонн пластика в год. Вот и представьте сколько из этого пластика это бутылки, и сколько из них перерабатывается. Нету точных данных, есть только оценки экспертов. Да, это печально конечно, если бы не одно НО: вода в бутылках не только не полезна, она бесполезна!

Маркетологи советуют пить

Мы слышим много советов что пить полезно. Это рекомендуют именно лоббисты бутилированной воды, нет лобби водопроводной воды. Отчасти об это говорят производители фильтров, но их влияние несоизмеримо с влиянием крупных корпораций. Крупнейшие производители воды это Кока-Кола, Пепси и Данон. А ведь с водой все не так однозначно. Вот в России воду перед производством воду деминерилизуют, а потом заново минерализируют так, чтобы она была с одинаковым содержанием микроэлементов (как в техзадании, см. этикету). Это особенность российского законодательства. Мы все пьем “мертвую” воду из пластиковых бутылок, загрязняем планету лишним мусором, который не должен был образоваться.

Пить нужно! Пить можно экологично! Пить модно из экобутылок.

Экологический кризис 21 века


Мы на пороге большого экокризиса и кажется, что экобутылка ничего не изменит. Но работа над своими полезными экопривычками это большой каждодневный труд. У меня есть большой пост о том, как выбрать экобутылку для себя. Вариантов много, главный принцип – одноразовое меняем на многоразовое. Так победим экокризис и человеческую лень) А пластиковые бутылки сдадим в переработку, предварительно сплюснув.

так готовим пластик мы в моей семье с детьми