зеленая экономика начинается с нас

В октябре 2017 года премию нобелевскую премию по экономике присудили за изучение принятия решений. Премию Банка Швеции по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля получит Ричард Талер из Чикагского университета — «за вклад в изучение поведенческой экономики». А что у нас  в России с «зеленым потреблением»? Какие критерии отличают экопродвинутых клиентов от обычных потребителей? Давайте разбираться подробнее.

Зеленое потребление

Я много писал об устойчивом развитии и зелёной экономике, но про зелёных победителей ничего. Что же такое зелёное потребление и и чем отличаются зелёные потребители от простых покупателей? Давайте разбираться вместе.

Меня  вдохновляют слова Махатмы Ганди «Станьте теми изменениями, которые вы хотите видеть в мире». При этом работает такой алгоритм: меняется твое поведение, потом поведение окружения, среди которых есть лица, принимающие решения (ЛПР) из бизнеса и органов власти. Они дают энергию общественному движению людей с «экомышлением». Именно поэтому сейчас, важен каждый из нас, каждый. Вот смотрите, 5% людей с общим поведением и общими ценностями набирают критическую массу и начинают менять все общество. Именно так произошла зеленая революция в Германии и Скандинавии. Жить экологично, это например, покупать натуральные или органические продукты, начать внимательно читать этикетки перед покупкой, заменять потребление ненужных вещей. Зелёный потребитель старается заменить избыточный шопинг (суррогат радости) на истинные ценности – живое общение, саморазвитие, гармонию с миром.

дневник зеленого потребителя
дневник зеленого потребителя как его видят участники нашего марафона

Достижение совершенства здесь не идеал – более важно что-нибудь делать и делать это регулярно. Иными словами, вести зеленый образ жизни не означает жертвовать комфортом или ходить в рубище. Мы привыкли, что экологист это, прежде всего активист, но современная цивилизация плотно сидит на крючке «комфорта» и стремится сделать жизнь людей еще более комфортной, насыщенной удобствами, вкусностями и чувственными радостями. Зелёный потребитель же является частью потребительского социума, но остаётся так же в гармонии с природой и своей совестью.

Зелёное потребление это потребительский паттерн (модель поведения), который символизирует этичной подход к природе и ее ресурсам.

Важный принцип, заложенный в экологичное питание — это локальность продукта. Но теперь найти качественный местный продукт стало труднее, чем 2-3 года назад. Многие продукты питания почти полностью исчезли из рациона моей семьи, например кондитерские изделия, так как они стали содержать вредный и неэкологичный растительный жир и масла неизвестного качества. Как определить качество товара, не опираясь на данные лабораторных исследований? Важный инструмент это вкус, или органолептика. Приучая себя к качественной и экологичной пище, мы перестраиваем свой обмен веществ и работу организма таким образом, что если поесть что-либо с небезопасным составом, это вызывает протест организма! И это нормально, ведь мы это то, что мы едим!

Дневник зеленого потребителя

В ходе проведения марафонов СнижаюСвойЭкослед мы вместе с Романом придумали четкую и понятную систему критериев зеленого потребления.

Для наших участников мы предлагаем эксперимент, на время марафона вести вот такую табличку:

дневник зеленого потребителя

На примере хлеба можно хорошо понять и увидеть нашу логику. Итак, первый вариант, ржаной хлеб из обычной хлебопекарни. Отсутствует в черных списках росконтроля, состав на этикете довольно простой, «мука, вода, дрожжи, соль». Но больше чем 1* поставить никак нельзя, потому что качество сырья неизвестно, вполне возможно, что что-то еще добавляют дополнительно. Зато цена недорогая, а за экологичность кроме 1* за локальность отметить нечем, упаковка полиэтиленовый пакет — неэкологично. Сразу отмечу, что например обычный хлеб «кирпичиком» столичный не попадет в таблицу из-за того что не наберётся ни одной * по безопасности. (У нас в России повсеместно хлеб изготавливается из зерна 3-го сорта или из фуражного зерна, это неудовлетворительное качество).
Идем дальше, хлеб из частной пекарни, конечно лучше. Можно узнать на каких дрожжах или на какой основе хлеб и проконтролировать качество лично. Этот хлеб значительно дороже еще и потому что за ним придется ехать, так как хороший хлеб пекут редко где. То есть частная пекарня все равно должна быть проверена Вами. Дополнительный плюсик за то что можно хлеб брать без упаковки или в бумажном пакете. И в что третьих? Самый идеальный вариант, полный контроль качества. Домашнее всегда выгодно и экономически и экологически. Вот вам и логика, простая, очевидная, по нашему мнению. А последняя графа и олицетворяет смысл всего эксперимента: поиск гармоничного решения своих потребностей. То есть простой путь к «экологичной» оптимизации покупок.

Подробнее о критериях оценки продукции смотрите в моем видео:

[wpdevart_youtube]7-qO7lMXMtk[/wpdevart_youtube]

Критерии оценки дневника зеленого потребителя

  1. Безопасность:

* Одна звездочка, если в составе отсутствуют критичные ингредиенты >> http://dobavkam.net, http://ecogolik.ru

** Отсутствие критичных ингредиентов  + качественное сырье + отсутствие в черном списке www.roscontrol.com

*** Наличие био/органик сертификат >> см. моб.приложение www.ecopolka.ru

  1. Цена/качество:

* дорого

** дорого, но экономично (например, концентрат или питательно)

*** недорого

  1. Экологичность:

* локальность (произведено в 160 — 400 км от места потребления)

** локальность  + перерабатываемая в вашем городе упаковка

*** локальность  + перерабатываемая упаковка + экомаркировка (органик/био, 1 типа, социальная >> см. моб.приложение www.ecopolka.ru

 

А вы готовы переходить на зеленую экономику? Проведите эксперимент! Напишите в комментариях результаты.